Общественный транспорт является необходимостью для очень многих людей. Согласно проведенным исследованиям, около 30 % россиян пользуются общественным транспортом каждый день. Для крупных городов этот показатель намного больше, например, 62-69 % жителей Москвы. Также ожидается внедрение новых технологий для повышения привлекательности общественного транспорта, например, адаптивное управление светофорами для организации приоритета проезда, бесплатные сети WiFi, создание умных остановок. Таким образом улучшения в этой сфере повлияют на многих жителей.

Предлагается решение, которое позволит определять загруженность транспортных средств (как наземных, так и метро) и востребованность каждой остановки посредством подсчета количества людей. Несмотря на наличие множества способов подобных оценок пассажиропотока, таких как валидация транспортных карт, внедрение автоматизированных систем мониторинга пассажиропотока (АСМПП), использование данных от операторов сотовой связи, они обладают недостатками, которые представлены в следующей таблице:

Способы подсчета пассажиров Недостатки
   Валидация

   Отсутствие данных о выходе пассажиров, а также места их пересадок в метрополитене.

   АСМПП

   Отсутствие связи данных о входе и выходе с конкретным пассажиром и небольшое количество оснащенного транспорта.

   Данные операторов

   Подсчет количества пользователей в области с радиусом не менее 500 м.

Наше решение позволит отслеживать перемещения конкретных пассажиров (без идентификации их личности). Так можно будет увидеть, на какой остановке он сел в транспорт, до какой доехал, а если это в метро, то будет известны все пересадки. Реализация возможна благодаря продукту компании Libelium – сканеру электронных устройств MeshliumБлагодаря подсчету трафика людей он уже хорошо зарекомендовал себя в сферах организации магазинов в торговых центрах, в аэропортах и в задачах по обеспечению соблюдения ограничительных мер во время пандемии. Подробнее о внедрениях читайте в нашем разделе: Сканер Meshlium.

Принцип работы сканера Meshlium заключается в нахождении активных WiFi устройств (смартфонов, ноутбуков, планшетов, принтеров) в своем радиусе действия. Причем устройству вовсе не требуется подключаться к какой-либо конкретной сети WiFi. В режиме онлайн эти активные устройства отправляют свои MAC адреса, которые и улавливаются Сканером.

Вместе с ними в Сканере Meshlium записывается следующая информация:
1. Дата и Время полученной отметки;
2. SSID – “наименование” устройства (32-значный буквенно-цифровой код);
3. RSSI (received signal strength indicator) – Показатель уровня принимаемого сигнала;
4. Производитель обнаруженного устройства;
5. Устройство (роутер), к которому привязано обнаруженное устройство;
6. Номер Сканера Meshlium.

Также Cканер Meshlium способен аналогичным образом улавливать сигналы Bluetooth.

stops

Схема размещения Сканеров Meshlium

Сканеры Meshlium можно устанавливать на умных остановках, станциях метро и в самих транспортных средствах. В результате будут приниматься данные о дате, времени и MAC адресе устройств пассажиров. Обработка этих данных позволит точно прослеживать их маршруты, заполненность транспорта и остановок. Таким образом будут получены ценные массивы данных по пассажиропотоку, которые можно будет использовать для более оптимальной организации маршрутов и остановок общественного транспорта.

Исследования:

На территории Москвы и Московской области были проведены независимые исследования о том, насколько целесообразно применять данные от WiFi сканеров для оценки ситуации, связанной с пассажиропотоком на общественном транспорте. Информация об общем количестве пассажиров в транспорте между остановками, а также вышедших и зашедших на каждой умной остановке собиралась при помощи переносных WiFi сканеров, а адекватность данных проверялась при помощи визуального подсчета самим исследователем.

Поскольку не все пассажиры пользуются WiFi, при помощи сканера не удалось точно подсчитать их количество, однако данные, собранные с разных маршрутов, имеют четкую пропорциональную корреляцию с реальным количеством и находится приблизительно в пределах 15-25%. Таким образом можно оценить размер пассажиропотока и востребованность каждой из остановок.

Кроме того исследователь ожидает, что в ближайшее время увеличится востребованность общественного транспорта ввиду введения интеллектуальных средств управления транспортным потоком.

Также данные, полученные от WiFi сканеров, например, представленной выше системы стационарных Сканеров Meshlium, могут дополнять и уточнять информацию, которая была собрана при помощи других ранее установленных систем, таких как валидация, АСМПП и данных сотовых операторов.

Реализация умных остановок при помощи Сканера Meshlium